Архангельск

О детской лени

3 июля 2012

Многие родители сталкиваются с ленью у своего ребенка и задаются вопросом: «Как же с ней бороться?». И затруднения родителей в этом вопросе вполне понятны, ведь в ее основе, особенно у ребенка, лежат гораздо более глубокие причины.

Вот некоторые причины лени в школьных делах и уроках:

  1. Отсутствие понимания, зачем мы учимся. При этом важно помнить, что мотивирования «Только подумай, кем ты станешь, если будешь плохо учиться!» или «Учеба – это твоя работа, обязанность!» мало стимулируют интерес ребенка. В процессе обучения ребенку нужно помочь увидеть, сколько интересного можно найти в процессе познания окружающего мира уже сейчас.
  2. Трудности в усвоении материала. Непонятое правило, пропущенный урок могут стать причиной накопления пробелов в знаниях, которые не дают понять новое. Важно отслеживать трудности и оказывать своевременную поддержку в учебе.
  3. Неуверенность в себе, страх неудачи. Поэтому гораздо важнее уметь похвалить ребенка даже за небольшой, но реальный успех, чем поругать за ошибки и неудачи, часто преувеличенные из-за завышенных требований и неоправданных родительских ожиданий.
  4. Индивидуальные особенности, которые предполагают более быстрый или медленный темп работы, включаемости в нее, утомляемость, особенности восприятия материала, гиперактивность и многое другое. Необходимо учесть слабые стороны ребенка и помочь развить сильные.
  5. Причинами могут быть и органические нарушения, проблемы со здоровьем, о которых можно проконсультироваться с лечащим врачом.

Для изгнания лени и ее «призраков» психологи предлагают следующие рекомендации родителям:

  1. Первое, что нужно сделать, это понять, что детская лень – это в большей степени неорганизованность, неправильное планирование, а подростковая лень – это физическая необходимость или, часто, восприятие школы как дела необходимого для учителей, родителей, бабушек, кого угодно, кроме самого подростка. Подросткам нужно разрешать «полениться», но не стоит это делать чрезмерно часто, освобождая его от обычных обязанностей по дому и в школе.
  2. Не нужно придерживать ребенка от каких-то посильных ему дел, жалея малыша -   «еще наработается, маленький пока» (тем более, если он сам пытается что-то сделать).
  3. Не стоит отбивать ребенку охоту трудиться фразами-установками: «не будешь работать - ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться ребенку тяжкой каторгой ради заработка без какого-либо удовольствия.
  4. Можно объяснить, показать своим примером, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса. Не следует допускать жесткой критики ребенка по результатам любой работы; если нужно сказать, что не так, не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было неверно, будьте терпеливы и спокойны в любом объяснении.
  5. Полезно составить для ребенка четкий список обязательных дел, отдыха и его личных занятий (контроль выполнения должен быть постоянным и объективным; хорошо бы посоветоваться с ребенком по распределению этих дел – общее решение имеет бóльший шанс на успех; нужно подчеркнуть, что обязанности есть у всех).
  6. Важно приучить делать всё систематически, понемногу, чтобы потом это не нависло целым комом неприятных, невыполненных дел, которые в таком объеме точно не принесут удовольствия. Хорошо бы по каждому заданию выделить для ребенка перспективный практический результат, который его заинтересует.
  7. Не стоит диктовать ребенку, что и как ему нужно делать, ведь это лишает его энтузиазма и приводит к пассивности, к тому же это понижает уважение ребенка к себе (если ребенок чего-то не знает, предложите «подсказку»; если не получается что-то, дайте шанс попробовать еще раз).
  8. Ребенку нужно дать понять, что в семье, да и в любом общем деле, у каждого есть свои привилегии и обязательства. Каждый должен вносить свой вклад в жизнь и быт семьи. Частой ошибкой заботливых матерей становится взгромождение на себя всех семейных дел, так как «от других не дождешься». Но такая логика становится стеной перед воспитанием самостоятельности и ответственности. Самим родителям нужно перестать торопиться и дать себе возможность отдохнуть, чтобы не «толкать в спину» детей на полезные дела беспричинно, а вернее, по своим причинам.

Дети часто ленятся что-то выполнить по поручению и обязательствам. А мы часто ленимся поговорить с ними и заглянуть в их души глубже, более тщательно подойти к воспитанию. Давайте начнем с себя, а там и с детской ленью разобраться быстрее получится.

Евсеева Юлия, психолог

ГБОУ АО «Центр «Надежда»

Телефон психологической службы в Архангельске  (8182) 20-18-37


Читайте также:

Войти

Логин

Пароль


забыли пароль?

Войти при помощи